Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились померяться силами с путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге. – Посмотри, – сказал Ветер, – как я налечу на него: мигом сорву с него плащ. Сказал – и начал дуть что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождём и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдёрнуть. Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамёрзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу. – Видишь ли, – сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, – лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом. (164 слова) (К. Д. Ушинский) Прочитай текст «Ветер и Солнце» К.Д. Ушинского. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста. 1. Определи персонажей произведения. а) Солнце, Ветер, путешественник; б) Солнце, Ветер; в) Солнце, Ветер, Лошадь. 2. Где, в каком месте происходят события, описанные в тексте? a) На лесной тропинке; б) в горном ущелье; в) на большой дороге. 3. О чём затеяли спор Солнце и Ветер? а) Кто из них нужнее; б) кто из них сильнее; в) кого из них больше любят. 4. Подбери словосочетание, близкое по смыслу значению выражения дуть что было мочи. а) Из последних сил; б) изо всех сил; в) по мере возможности. 5. Восстанови последовательность действий путника в ответ на старания Ветра. a) Ехал всё дальше и дальше; б) крепче закутывался; в) надел свой плащ в рукава; г) ворчал на непогоду; д) подвязался поясом. 6. Восстанови последовательность действий Солнца. а) Выглянуло; б) улыбнулось; в) осушило; г) обогрело. 7. Выпиши из текста определения, данные автором Ветру. 8. Дай свою характеристику Солнцу. 9. Выпиши из текста слова, помогающие понять, о чём главном нам хотел сказать автор. 10. Определи жанр произведения. Свой ответ обоснуй.
|